Государственное учреждение образования «Терюхская средняя школа» Гомельского района
Урок математики
З класс
Деление двузначного числа на двузначное
Синькевич Наталья Анатольевна,
учитель высшей квалификационной категории
Тема урока: Деление двузначного числа на двузначное
Цели:
Обучающая: помочь учащимся усвоить алгоритм деления двузначного числа на двузначное; обеспечить деятельность по применению учащимися приёма подбора при делении двузначного числа на двузначное в ходе решения числовых выражений и задач; содействовать совершенствованию умений решать задачи на кратное сравнение.
Развивающая: создать условия для развития специальных математических умений, логического мышления учащихся; умений осуществлять самоконтроль своей деятельности.
Воспитательная: содействовать воспитанию индивидуальной и коллективной культуры учебной деятельности (умения слушать, внимательно относиться друг к другу, работать в паре), начальной экономической грамотности.
Тип урока: учебное занятие по изучению новых знаний и способов действий
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковый.
Формы организации: коллективная, парная, индивидуальная.
Оборудование:
- Презентация.
- Интерактивный тренажёр «Часы».
- Листы с темой и целями урока для учащихся.
- Карточки-задания для работы в парах, для самостоятельной и коллективной работы.
- Опорные схемы для решения задач.
- Сигнальные карточки «Светофор».
- Веера с числами.
- Чёрный ящик и часы.
- Волшебная палочка.
- Полоски для моделирования задачи.
- Дерево и яблони.
Ход урока
Этап урока и его задачи |
Описание деятельности учителя |
Описание деятельности учащихся |
Оборудо-вание |
1.Организационно-мотивационный этап. Задачи: психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии, обеспечить мотивацию учения. |
- Здравствуйте те, кто сегодня проснулся! Здравствуйте те, кто сегодня улыбнулся! Здравствуйте те, кто сегодня к работе готов! - Я рада видеть Вас и очень хочу работать с такими красивыми, добрыми и умными детьми. - Давайте начнём наш урок с пожелания друг другу успехов. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь и пожелайте успеха друг другу. -Я желаю вам всем успеха на уроке. - Ребята, к нам пришло видеосообщение. - Посмотрите, от кого? - Что случилось у кота Матроскина? - Давайте посмотрим (Отрывок из мультфильма.) - Ребята, где коту Матроскину взять денег, чтобы выкупить корову и теленка у государства? - Кот Матроскин решил взять кредит: собрал пакет документов и отправил запрос в банк. Его заявление рассмотрели и дали ответ: - Уважаемый кот Матроскин, мы рассмотрели ваше заявление и приняли следующее решение: «Беларусбанк» выдаст вам кредит, однако вам необходимо доказать вашу платёжеспособность. Для этого необходимо выполнить наши задания. Если задания будут выполнены правильно, вам будет открыта кредитная линия. - Ребята, поможем Матроскину выполнить задания, иначе у него заберут и корову, и телёнка? |
Настраиваются на взаимодействие с учителем. Желают успеха друг другу. Смотрят мультфильм и включаются в деловой ритм. Рассуждают, где взять денег на покупку: попросить у друзей, у мамы с папой, выиграть в лотерею, взять кредит. Смотрят видеосообщение, выражают готовность помогать коту Матроскину. |
Слайд 2. |
2. Этап актуализации знаний. Задачи: актуализация знаний, включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия. Целеполагание |
- Кот Матроскин передал нам задания, давайте быстрее начнём их выполнять. - Какое сегодня число? - Охарактеризуйте число 17. - Восстановите цепочку: ((17-2)*2):5)·4):2)=12 - Покажите ответ с помощью веера. - А теперь быстро считаем. Я показываю карточку с примерами, а вы называете ответ. На выполнение 1 мин! 22*4, 31*3, 13*5, 12*3, 15*3,13*2,14*3,18*4,80:20, 60:30, 40:20, 90:30, 50:50, 80:40, 100:20. -Ребята, есть такая пословица «Одна голова хорошо, а две лучше». Вставьте пропущенные числа, работая в парах: 9*□=□8 2*□=□4 4*□=□ 2 8*□=□0 7*□=□1 8*□=□2 6*□=□4 - Кто готов, разместите свою работу на доске. - Ребята, посмотрите на карточки: все ли числа вставлены правильно? Я читаю, если правильно, хлопаете в ладони. - Отгадайте, какой предмет лежит в чёрном ящике. Подсказка: они бывают солнечные, огненные, песочные, водяные, электронные, атомные, механические. - Для чего нужны часы? - Как вы думаете, какие самые точные часы? - А вы умеете определять время? - Сейчас мы решим с вами задачу на время с помощью компьютерного тренажёра «Часы». - Какое время показывают первые часы? (Вторые?) - Решите задачу: Перемена началась в 9 ч 15 мин, а закончилась в 9 ч 25 мин. Сколько минут длилась перемена? - А сейчас давайте поиграем: «Верю - не верю». Правила игры: если я говорю правильно и вы верите мне, то вы показываете зелёный сигнал светофора, а если не верите – красный. - Если в школьном лагере сформировали 2 отряда по 20 человек в каждом, то верите ли вы, что всего отдыхало 40 детей? - Если в столовую привезли 24 кг печенья в 4 одинаковых ящиках, то верите ли вы, что один ящик весит 8 кг? - Если в ведре 12 л молока, а в бидоне 36 литров, то верите ли вы, что в бидоне молока в 2 раза больше, чем в ведре? - Во сколько раз молока в бидоне больше, чем в ведре? Как найти правильный ответ? -Рассмотрите пример 36:12. Какое математическое действие используется в примере?(Деление).Что общего в делимом и делителе? (Оба двузначные). Какое математическое действие используется в примере?(Деление).Что общего в делимом и делителе? (Оба дву Какое математическое действие используется в примере?(Деление).Что общего в делимом и делителе? (Оба двузначны- - Какое действие стоит между числами? - Как называется число 36? 12? Неизвестное? - Что общего между ними? (Оба двузначные) - Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Сформулируйте тему нашего урока. - Чему каждый из вас должен научиться? - Где мы будем применять эти умения? |
Дают характеристику числу 17: двузначное, 1 дес.7.ед., нечётное, некруглое. Выполняют устные вычисления. С помощью веера показывают ответ. Осуществляют устные вычислительные действия. Работают в парах, вставляют пропущенные числа. Вывешивают задания на доску. Включаются в деятельность по проверке работы. Отгадывают предмет. Смотрят презентацию. Рассуждают. Определяют время на часах. Решают задачу на определение промежутка времени. Активно участвуют в игре. Решают задачи с помощью опор, объясняют решение. Показывают зелёный цвет. Показывают красный цвет. Показывают красный цвет Объясняют решение. Называют решение:36:12. Называют действие, компоненты деления. Формулируют тему урока. Совместно с учителем определяют цели. |
Слайд 3. Карточки с примерами. Карточки с примерами. Чёрный ящик, часы. Слайд 4. Тренажёр «Часы» «Светофор», опоры для решения задач. Лист с примером. Листы с темой и целями уроками. |
3. Этап изучения нового материала. Задачи: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала, содействовать освоению способов, которые привели к определённому выводу. Физкульминутка |
- Давайте вернёмся к нашему примеру. Рассмотрите схему: :12 36 □ *12 - Что значит 36:12? Каким должно быть частное? (Таким: если его умножить на 12, то получится 36.) Запись на доске: 36:12=□ □*12=36 - Давайте подберём число, которое при умножении на 12 даёт результат 36. - Если возьмём 2, то 2*12=24, 24=36. 3*12=36, 36=36. - Что мы делали, чтобы решить этот пример? - Вот такие примеры решаются способом подбора. - Во сколько раз больше молока в бидоне, чем в ведре? Работа по учебнику: - Что значит 64:16? (Это значит, что надо подобрать такое число, которое при умножении на 16 даёт результат 64.) - Каким способом выполнили деление 64:16 (Подбором). Быстро встаньте, улыбнитесь, Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп, |
Рассуждают. Отвечают на вопросы. Совместно с учителем изучают новый материал, рассуждают, обосновывают. Объясняют решение примера 64:16. Делают физические упражнения. |
Схема. Учебник |
4. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности. Задачи: выявить полноту усвоения учащимися новых знаний и способов действий, осознанность; коррекция выявленных пробелов. |
-Мы забыли про задания банка. Давайте поможем Матроскину решить примеры. 26:13= 45:15= 42:14= 72:18= |
Решают примеры с комментированием. |
Карточки с примерами. |
5. Этап закрепления и применения новых знаний и способов действий Задачи: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях, содействовать развитию умений самостоятельно применять знания с учётом своих индивидуальных возможностей, обеспечить право выбора учащимися уровня сложности задания. |
- Если коту Матроскину дадут кредит в банке, ему придётся каждый месяц гасить кредит, вносить деньги. Просрочить платежи нельзя, иначе будет штраф. Как заработать эти деньги? - Не забывайте, что кот Матроскин живёт в деревне и у него есть корова. - А какие продукты он может получать из молока и продавать их? - Банк предложил решить задачу. - Прочитайте задачу (задача записана на доске) Из 25 литров молока получают 1 кг масла. Сколько можно получить масла из 75 л молока? - Что вам известно в задаче? - Какой вопрос в задаче? 25л -1кг 75л - ? - Кто уже решил эту задачу? (Объяснение задачи при помощи моделирования. По ходу поиска решения задачи дополнение краткой записи.) - Было 25 л молока, а стало 75л. Молока стало больше или меньше? Во сколько раз? - А если молока стало больше в 3 раза, значит, масло мы получим…. - Что мы найдём первым действием? Вторым? Запись решения задачи на доске и в тетрадь. - Почему первое действие деление? - Почему второе действие умножение? |
Ответы детей. Рассуждают: продавать молоко масло, творог, простоквашу. Читают задачу про себя и вслух. Называют условие и вопрос задачи. Анализируют задачу. Записывают решение и ответ задачи в тетрадь. |
Презентация. Полоски для моделирова-ния задачи. |
6. Этап контроля, самоконтроля и коррекции знаний Задачи: выявить качество усвоения знаний и способов действий, провести коррекцию пробелов. |
- И последнее задание, которое нам осталось выполнить - поработать по карточкам. Вы можете выбрать любое задание: решить пример, или уравнение, или задачу по теме урока. Самостоятельная дифференцированная работа 1 уровень: 42:14 2 уровень: 48:х=16 3 уровень: Было 23 тетради в клетку, а в линейку на 46 больше. Во сколько раз больше было тетрадей в линейку, чем в клетку? - Проверьте правильность своих ответов по ключу. - Ребята, мы выполнили все задания, которые представитель «Беларусбанка» дал коту Матроскину, и будем ждать результат, дадут ли ему кредит. |
Выбирают уровень сложности. Самостоятельно работают по карточкам. Осуществляют самоконтроль правильности выполнения заданий |
Карточки для самостоятельной работы. Слайд 5. |
7.Этап подведения итогов Задачи: подведение итогов учебного занятия. |
- А пока ждём ответ из банка, давайте вернёмся к целям, которые мы поставили в начале урока. - Над какой темой мы работали? - Чему научились? - Каким способом выполняется деление двузначного числа на двузначное? - Что новое узнали? |
Отвечают на вопросы учителя, анализируют выполнение поставленных в начале урока целей |
Листы с темой и целями уроками. |
8. Этап информации о домашнем задании Задачи: обеспечить понимание содержания и способов выполнения задания. |
- Ребята, вы научились делить двузначное число на двузначное, но дома вам надо ещё немножко потренироваться. -С. 125 № 88:11. - Какой номер вы будете выполнять? -В домашней работе надо выполнить деление двузначного числа на двузначное способом подбора. |
Слушают учителя, записывают задание в дневник. |
Дневник. |
9.Этап рефлексии Задачи: инициировать рефлексию учащихся по вопросам своего эмоционального состояния и своей деятельности. |
- Ребята, пришло сообщение из банка. - Уважаемый кот Матроскин, вы выполнили все наши условия. Вам будет выделен кредит. Поздравляем! -Ребята, вы рады за Матроскина? Давайте поздравим его аплодисментами. - У меня вдруг появилась волшебная палочка. Мы будем передавать её друг другу, по сигналу “стоп”, тот, у кого она оказалась в руках, высказывается: “За что я могу себя похвалить?” - Я сегодня могу похвалить всех вас за хорошую работу на уроке. - Какое у вас настроение в конце урока? Если хорошее, разместите красные яблоки на яблоне, если грустное – зелёные. - У меня настроение, как и у вас, очень хорошее. Спасибо за урок. |
Смотрят видеосообщение, поздравляют кота Матроскина аплодисментами. Включены в деятельность: осуществляют рефлексию по вопросам своей работы на уроке и эмоционального состояния. |
Слайд 6. Волшебная палочка. Дерево и яблони. |
Презентация на тему: Деление двузначного числа на двузначное